08 октября 2020 года

В настоящее время прослеживается очевидная тенденция в изменении подхода таможенных органов к определению ответственности и ответственных лиц при выявлении недостатков маркировки импортного товара.

На протяжении длительного времени выявленные таможенными органами факты недостатков маркировки товара (чаще всего таможенники обращали внимание на отсутствие знака EAC) квалифицировались по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ (Заявление при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений).

Субъектом данного состава правонарушения является лицо, которое непосредственно декларировало товар и представляло документы в таможню. Таким образом, при выявлении нарушений по брокерским декларациям к ответственности привлекался таможенный представитель.

Практика последнего времени показывает, что при выявлении недостатков маркировки товара таможни стали квалифицировать выявленное нарушение по ст. 16.3 КоАП РФкак несоблюдение установленных запретов и (или) ограничений. Субъектом ответственности по делам данной категории является декларант (вне зависимости от того, подавалась ли декларация им самостоятельно или это было поручено таможенному представителю).

При этом таможни расширили фокус внимания и относят к нарушениям не только отсутствие на товаре обязательной маркировки знаком EAC, но и прочих, даже самых незначительных элементов маркировки, таких как сведения об уполномоченном импортере, адресе производителя и пр.

Таким образом, новый подход таможен к оценке маркировки ставит под удар непосредственно получателей товара. При этом привлечение к административной ответственности помимо своих прямых последствий в виде штрафа или конфискации может негативно сказаться на внешнеэкономической деятельности импортера в целом, поскольку данный факт может послужить основанием для исключения компании из «Зеленного сектора» участников ВЭД.

Особую тревогу вызывают случаи, когда таможня направляет материалы выявленного нарушения в органы полиции для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела по статье 171.1 УК РФ (Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации).

Еще раз обратим внимание, что значение в данном случае имеют даже самые несущественные недостатки маркировки. А для перемещения вопроса в плоскость уголовной ответственности достаточно, чтобы стоимость товаров составила 2 250 000 рублей, отдельно для продовольственных товаров – 400 000 рублей, алкоголи и табак – 100 000 рублей.

Требования к маркировке товаров изложены в соответствующих Технических регламентах Евразийского экономического союза. Также не следует забывать об обязательной маркировке товаров, установленной Российским законодательством, в системе «Честный знак», несоблюдение которой является основанием для возбуждения административного дела, но уже по ч. 1 ст. 15.12 КоАП РФ. При этом обращаем особое внимание, что санкция данной статьи предусматривает обязательную конфискацию товаров.

В связи с изложенным рекомендуем уделить дополнительное внимание маркировке импортируемого товара. Целесообразной является более тщательная проверка фактически нанесенной маркировки в активном взаимодействии с иностранными поставщиками при подготовке партии товара к поставке.

Не забывайте, что даже на первый взгляд несущественные недостатки в маркировке могут вырасти в крайне негативные последствия.