02 июля 2022 года

30 июня 2022 года представители «Парадигма права» выступили с докладом в Общественном совете по защите прав субъектов предпринимательской деятельности и по противодействию коррупции при Северо-Западной транспортной прокуратуре. Доклад был посвящен вопросу применения таможенными органами положений ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ при обнаружении в ходе одной таможенной проверки нескольких правонарушений, применив наш пример по 48 административным делам, возбужденным Северо-Западной электронной таможней в отношении наших клиентов по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ по факту заявления недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров. 
 
В ходе заседание было озвучено следующее.
Федеральным законом от 23.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 4.4 КоАП РФ была дополнена частью 5, согласно которой, если при проведении одного мероприятия выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей, лицу назначается наказание как за совершение одного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, имеет обратную силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Согласно пункту 2 статьи 31.7 КоАП РФ должностное лицо, вынесшие постановление, прекращает исполнение постановления в случае признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное.
На сегодняшний день по результатам одной таможенной проверки, установившей, что были заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, Северо-Западной электронной таможней вынесено 48 постановлений по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ с назначением во всех случаях административного наказания в виде штрафа. В настоящий момент все постановления обжалованы в арбитражный суд СПб и ЛО.
Такая практика стала возможной в связи с изданием ФТС России методических рекомендаций от 11.04.2022 № 01-11/19860, в которых было сообщено, что положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ применяются только по тем статьям, где штраф назначается в фиксированном размере. Напомню, что штраф по ч. 2 ст.16.2 КоАП РФ выражен не в фиксированном размере и назначается от одной второй до двукратного размера подлежащих уплате таможенных платежей.
Однако, таких ограничений в виде фиксированного штрафа часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ не содержит.
В связи с чем мы высказались, что по нашему мнению подлежало исполнению одно постановление таможни, а вот исполнение остальных постановлений необходимо было прекратить, что не было сделано таможней до сих пор. Более того, СЗЭТ продолжает выносить новые постановления без указания на то, что они не подлежат исполнению в части уплаты штрафов.
В ходе производства по двум делам об АП мы направили в СЗЭТ обращение по применению ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ, на что получили ответ, что размер штрафа не зависит от количества принятых в отношении заявителя постановлений о привлечении к административной ответственности. При объединении всех эпизодов правонарушений в один протокол и постановление штраф подлежит исчислению от суммы подлежащих уплате таможенных пошлин.
 
Вместе с тем в ходе заседания мы обратили внимание на следующие обстоятельства.
1. Каждая ДТ в соответствии с положениями ТК ЕАЭС является отдельным юридическим фактом, соответственно по каждой ДТ должен составляться протокол и выноситься постановление;
2. Объединение всех эпизодов правонарушений в один протокол и постановление не предусмотрено положениями КоАП РФ;
3. Из 48 дел:
— по 32 делам штраф назначен в размере три четвертых от суммы подлежащих уплате таможенных платежей;
— по 12 делам штраф назначен в размере двух третей от суммы подлежащих уплате таможенных платежей;
— по 4 делам штраф назначен в однократном размере суммы подлежащей уплате таможенных платежей.
С учетом того, что по 48 делам были назначены штрафы в различных кратных размерах, соответственно общий размер штрафа зависел напрямую от количества принятых в отношении Общества постановлений.
Таким образом мы посчитали, что были основания для применения положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, поскольку часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ улучшала в данном конкретном случае положение лица, совершившего административные правонарушения.
 
Со стороны таможенного органа выступил представитель Северо-Западной оперативной таможни, который констатировал, что методические рекомендации ФТС России появились не на пустом месте, они свою позицию согласовали с Министерством Юстиции РФ и будут ими руководствоваться в дальнейшем.
 
По итогу, мы констатировали, что вопрос применения ч. 5 ст.4.4 КоАП РФ сложный, дискуссионный и хотелось бы выработать общую позицию, чтобы избежать неопределенности в данном вопросе для участников ВЭД.
 
В результате было принято решение, что Северо-Западная транспортная прокуратура проведет анализ методических рекомендаций ФТС России, проверит все 48 дел об АП и даст оценку действиям таможни, назначившей штрафы в различных кратных размерах.