Представляем к прочтению экспертную статью на тему влияния на импортеров контроля после выпуска товаров, осуществляемого таможенными органами в течение 3х лет после выпуска ДТ, в 2019 году и далее.

24 мая 2019 года

Смещение внеимаия таможни на контроль после выпуска товаров

Насколько упрощается контроль на этапе таможенного оформления и ввоза, настолько же усиливается контроль на этапе таможенного контроля после выпуска товара.
 На первый взгляд может показаться, что при перестановке факта контроля с момента ввоза на более поздний срок ничего не изменилось: нас раньше проверяли при ввозе, а сейчас будут проверять после ввоза.
Однако в результатах есть принципиальное отличие - запас времени на таможенную проверку после выпуска у инспектора 3 года. Он успевает получить данные из налоговой службы, от банка, от своих коллег из-за границы, даже от поставщика или перевозчика товара. Всю эту информацию таможня может использовать для изменения решения по выпуску товара в свободное обращение: доначислить таможенные платежи, отменить решение по техническому регулированию и потребовать изъять товар из оборота, признать товар контрафактным и потребовать его уничтожения и т. д.

Сейчас считается, что основной этап таможенного оформления — это ввезти и оформить товар. Но когда новая конфигурация реализуется, основной проблемой будет выдержать проверку после ввоза.
 

Служба таможенного контроля после выпуска товара (СТКПВТ)

В ФТС создана отдельная служба таможенного контроля после выпуска товаров.
Сейчас активно разрабатывается и утверждается штатное расписание и формируется новая структура этих подразделений. Созданы отделы в региональных управлениях и в каждой таможне. Сегодняшний состав будет увеличен кратно, минимум от 3 до 5 раз за счет инспекторов расформированных таможенных постов.
 На сегодняшний день запросить документы и сведения, скорректировать выпущенную декларацию может любой отдел таможни. Но после полной реорганизации, пост-контролем будет заниматься только СТКПВТ.

 

СТКПВТ. Что проверяют

В первую очередь проверяют правильность классификацией товаров, ведь размер пошлины зависит от кода по Товарной номенклатуре.

По классификации нужно отрабатывать очень ответственно, как по заявлению кода, так и в момент проведения проверки.
Для примера обрисуем один из кейсов, по которому мы судимся. Произошла такая ситуация, что по нашей декларации таможня начала проверку и послала клиенту невинное письмо.
Клиент особо не озадачился, компания большая. Письмо дошло до инженера, там был технический вопрос, и инженер как этот вопрос понял, так на него и ответил. Отписался.
В результате больше года идет судебное разбирательство и таможня доначислила 6 миллионов рублей.
Вот какой может стать цена некомпетентного ответа.

Другое направление - сертификация товаров.

Не так давно появилось требование по декларированию образцов, по обязательному предоставлению копий протоколов испытаний. Сейчас таможня, вместе с органами Росаккредитация и Роспотребнадзор, еще находится на этапе накопления массива информации. Пока он не достиг определенного уровня, контроль правильности сертификации товаров проходит только в эпизодическом варианте. 
Однако впереди нас ожидает технология сплошного контроля: декларирование образцов товара при их ввозе, испытание этих образцов на соответствие требованиям технических регламентов, оформление необходимых сертифицирующих документов (декларации или сертификата соответствия), ввоз самого товара по этим документам. Отличие от контроля и классификации в том, что, если будет доначисление по классификации, проблема решаема посредством обжалования или суда. А вот проблемы с сертификацией товара могут привести к запрету на оборот товара и изъятие товара из этого оборота. 

Еще одно направление – стоимость товара.

Раньше таможня делала упор именно на контроль таможенной стоимости. Но после отказа большинства участников ВЭД от оффшорных схем, таможня немного ослабила количество проверок. Сейчас в основном все решается в процессе дополнительной проверки — выпуск под обеспечение, предоставление документов, окончательное решение инспектора. 
Также таможня всегда проверяет товары, выпущенные с предоставлением преференций и льгот. Например, пищевые продукты и детские товары на правомерность применения ставки НДС 10%. Проверяют регистрационные удостоверения Минздрава на медицинские товары, позволяющие оформлять под НДС 0%. Известны случаи, когда после выпуска направляли на экспертизу оригиналы сертификатов по форме А, на основании которых предоставляется преференция на уплату пошлины из развивающихся и наименее развитых стран.

 

Запрос документов после выпуска товаров и камеральная таможенная проверка

В соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС инспекторы ОТКПВТ запрашивают документы и сведения после выпуска товаров у декларанта в случае возникновения вопросов у проверяющего. После получения ответа таможня анализирует документы и принимает решение о целесообразности назначения камеральной проверки по выпущенной декларации. 

На этом этапе очень важно содержание ответа, от которого зависят дальнейшие действия таможни.
Стоит отметить, что обязанность предоставления запрашиваемых документов закреплена таможенным законодательством, а уклонение может привести к административной ответственности и к выездной таможенной проверки.

 

Корректировка декларации на товары после выпуска и доначисления таможенных платежей

Если по результатам проверки после выпуска таможня решила внести изменения в декларацию, появляется документ корректировка таможенной декларации – КДТ, в котором отражаются новые сведения и, как правило, подлежащая доплате сумма таможенных платежей.

После оформления КДТ таможня формирует следующий документ – уведомление о неуплаченных таможенных платежах. Важный момент, если декларация, оформлена таможенным представителем, то уведомление выставляется как декларанту, так и таможенному представителю. 
То есть, таможенный представитель несет солидарную ответственность по уплате платежей.

 

Правовая защита в процессе проверки СКПВТвовая защита в процессе проверки СКПВТ

Первый инструмент – подача жалобы в вышестоящий таможенный орган.
Для составления жалобы необходимо знать все тонкости таможенного законодательства. 
Перед подачей жалобы необходимо проанализировать ситуацию, изучить документы, оценить вероятность положительного исхода. Нельзя забыть, что многие решения таможни «спущены по административной вертикале», а значит результатом может стать отказ.

Второй инструмент – подача иска в Арбитражный суд.
Для успешного решения суда, необходимы не только знания законодательства, но и четко выстроенный план ведения дела.
В итоге краткосрочные риски участников ВЭД уменьшаются, декларация без явных ошибок быстро подается и быстро выпускается, но долгосрочные риски возрастают. Выпускаете вы декларацию сегодня, а проверка может вас «догнать» через два-три года.

 

Правовая защита в процессе проверки СКПВТ

Юристы Парадигма Права готовы оказать полное сопровождение в ходе камеральных проверок после выпуска товаров, проконсультировать, а также подготовить аргументированные письменные ответы на запросы таможенных органов. Стоиомость услуг: http://paradigma-prava.ru/uslugi/tamozhennoe-pravo.html 
 

Остались вопросы? Свяжитесь с нами. Наши контакты http://paradigma-prava.ru/kontakty.html