1. С 01.07.2024:
1.1. Вводится механизм, направленный на использование производителями и импортерами табачной или никотинсодержащей продукции кодов маркировки в соответствии с их назначением.
Не менее чем за 5 рабочих дней до направления оператору Системы заявки на получение кодов маркировки импортер продукции представляет в Систему предварительную заявку об использовании кодов маркировки в соответствии с их назначением.
До представления в Систему предварительной заявки импортер продукции представляет в уполномоченный таможенный орган обеспечение импортера, срок действия которого должен составлять не менее 12 календарных месяцев со дня его представления.
Оператор выдает коды маркировки по заявкам импортера продукции в пределах количества такой продукции, указанного в зарегистрированной оператором предварительной заявке.
В течение 6 месяцев со дня получения кодов маркировки импортер продукции обязан выполнить следующие действия:
— нанести на продукцию средства идентификации;
— ввезти в РФ маркированную продукцию;
— поместить ввезенную продукцию под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или под таможенную процедуру реимпорта либо поместить маркированную продукцию под таможенные процедуры уничтожения или реэкспорта, за исключением маркированной продукции, ввезенной с территорий государств — членов ЕАЭС;
— уплатить акциз в отношении маркированной продукции, ввезенной в РФ с территорий государств — членов ЕАЭС, в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах.
(Постановление Правительства РФ от 01.03.2024 N 259; Приказ ФТС России от 20.06.2024 N 608)
1.2. Определены особенности маркировки ввозимой в РФ табачной продукции и контроля за ее оборотом.
Установлено, что ввоз в РФ, в том числе из государств — членов ЕАЭС, и перемещение по территории РФ табачной продукции иностранного производства, ввозимой в РФ в целях ее реализации, допускаются при условии наличия на потребительской упаковке акцизных марок и средств идентификации (кодов маркировки), а также в случаях, предусмотренных пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 20.02.2010 N 76.
Определен порядок выдачи уполномоченными таможенными органами акцизных марок. Контроль за использованием акцизных марок, выданных уполномоченными таможенными органами в таком порядке, уполномоченными таможенными органами не осуществляется.
Поврежденные или неиспользованные акцизные марки, выданные уполномоченными таможенными органами, не возвращаются. Отчет об использовании выданных акцизных марок в уполномоченные таможенные органы, выдавшие акцизные марки, не представляется.
Денежные средства, уплаченные за выданные импортерам акцизные марки, в том числе неиспользованные или поврежденные, возврату не подлежат.
Контроль за использованием акцизных марок, полученных по заявлениям импортеров, принятым по 28 июня 2024 года включительно, осуществляется в прежнем порядке. Продление уполномоченными таможенными органами срока исполнения обязательства импортера в отношении таких акцизных марок не допускается.
(Постановление Правительства РФ от 15.06.2024 N 804)
1.3. Уточняются виды и категории самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеры утилизационного сбора.
Раздел II дополнен прочими гусеничными тракторами (код 8701 30 000 9 по ТН ВЭД ЕАЭС).
Коэффициенты расчета размера утилизационного сбора, установленные в данном разделе, будут применяться, если в отношении самоходной машины выдан документ об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011). Также установлены коэффициенты в отношении бульдозеров (тракторов) мощностью силовой установки от 600 л.с. до 800 л.с.
Повышается коэффициент в отношении новых погрузчиков фронтальных и вилочных мощностью силовой установки от 200 л.с. до 250 л.с.
Раздел XV теперь распространяется только на гусеничные тракторы для сельского хозяйства, если в отношении самоходной машины выдан документ об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним» (ТР ТС 031/2012).
Кроме того, повышены коэффициенты в отношении самосвалов, предназначенных для эксплуатации в условиях бездорожья, мощностью силовой установки не менее 200 л.с.
Коэффициенты в отношении указанных самосвалов будут применяться в случае, если в отношении них выдан документ об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним» (ТР ТС 031/2012).
(Постановление Правительства РФ от 27.04.2024 N 548)
1.4. Определен Порядок идентификации товаров ЕАЭС, пересылаемых в почтовых отправлениях на территорию ОЭЗ в Калининградской области с остальной части таможенной территории ЕАЭС.
Положения Порядка применяются в случаях, когда:
— отправителями и адресатами почтовых отправлений являются юридические лица или ИП, а также самозанятые граждане;
— пересылаемые регистрируемые почтовые отправления являются почтовыми отправлениями с объявленной ценностью и описью товаров, адресованы до востребования и конечным адресом доставки почтового отправления является почтамт в городе Калининграде, расположенный в месте международного почтового обмена Калининградского МСЦ.
Положения Порядка не применяются в отношении пересылаемых физическими лицами товаров для личного пользования.
Идентификация проводится таможенным органом, в регионе деятельности которого находится Калининградский МСЦ, по заявлению заинтересованного лица, указанного в почтовом документе в качестве адресата почтового отправления, которое подается уполномоченному таможенному органу в двух экземплярах до доставки (выдачи) почтового отправления назначенным оператором почтовой связи адресату и не позднее 3 календарных дней, следующих за днем поступления почтового отправления в почтамт в Калининграде.
По результатам проверки соответствия товаров сведениям, содержащимся в заявлении об идентификации должностное лицо принимает решение об идентификации товаров либо отказывает в идентификации товаров.
(Приказ Минфина России от 29.05.2024 N 73н)
1.5. Определен Порядок идентификации товаров ЕАЭС, пересылаемых в почтовых отправлениях на территорию ОЭЗ, созданной в Магаданской области и на территориях Южно-Курильского, Курильского и Северо-Курильского городских округов Сахалинской области, с остальной части таможенной территории ЕАЭС
Положения Порядка применяются в случаях, когда:
— отправителями и адресатами почтовых отправлений являются юридические лица или ИП, а также самозанятые граждане;
— пересылаемые регистрируемые почтовые отправления являются почтовыми отправлениями с объявленной ценностью и описью товаров, адресованы до востребования и конечным адресом доставки почтового отправления является главпочтамт в городе Магадане или почтовые отделения на территориях Южно-Курильского, Курильского и Северо-Курильского городских округов Сахалинской области.
Положения Порядка не применяются в отношении пересылаемых физическими лицами товаров для личного пользования.
Идентификация проводится таможенным органом, в регионе деятельности которого находится: территория города Магадана в его административных границах — в отношении товаров, пересылаемых на территорию города Магадана; территории Южно-Курильского, Курильского и Северо-Курильского городских округов Сахалинской области — в отношении товаров, пересылаемых на территорию таких округов, по заявлению заинтересованного лица, указанного в почтовом документе в качестве адресата почтового отправления, которое подается уполномоченному таможенному органу в двух экземплярах до доставки (выдачи) почтового отправления назначенным оператором почтовой связи адресату и не позднее 3 календарных дней, следующих за днем поступления почтового отправления в главпочтамт в городе Магадане, если товары пересылаются на территорию города Магадана, или в почтовые отделения на территориях Южно-Курильского, Курильского и Северо-Курильского городских округов Сахалинской области, если товары пересылаются на территорию таких округов.
По результатам проверки соответствия товаров сведениям, содержащимся в заявлении об идентификации должностное лицо принимает решение об идентификации товаров либо отказывает в идентификации товаров.
(Приказ Минфина России от 29.05.2024 N 69н)
1.6. Обновлены формы реестров, содержащих сведения из деклараций на товары
Вводятся формы:
— реестра, содержащего сведения из деклараций на товары (полных деклараций на товары), контрактов, договоров и предусмотренного подпунктом 1 пункта 1, пунктом 2 статьи 165 НК РФ;
— реестра, содержащего сведения из деклараций на товары, транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, контрактов, договоров и предусмотренного подпунктом 2 пункта 1, пунктом 2.1 статьи 165 НК РФ;
— реестра, содержащего сведения из деклараций на товары, контрактов, договоров и предусмотренного подпунктом 4 пункта 1, пунктом 2 статьи 165 НК РФ;
— реестра, содержащего сведения из деклараций на товары либо из таможенных деклараций CN 23 и предусмотренного подпунктом 5 пункта 1 статьи 165 НК РФ;
— реестра, содержащего сведения из деклараций на товары для экспресс-грузов и предусмотренного подпунктом 6 пункта 1 статьи 165 НК РФ.
Предусмотрен порядок заполнения указанных форм.
Внимание! По информации ФНС России новые формы реестров появятся в сервисе «Офис экспортера» в конце марта 2024 года.
(Приказ ФНС России от 26.12.2023 N ЕД-7-15/1003@; Информация ФНС России)
1.7. Установлены порядок и технология совершения таможенных операций в отношении товаров ЕАЭС, ввозимых на территорию ОЭЗ в Калининградской области и вывозимых с указанной территории на остальную часть таможенной территории ЕАЭС, в том числе с использованием электронных документов
Указанный порядок применяется при вывозе товаров ЕАЭС воздушным или водным транспортом без совершения соответственно промежуточной посадки воздушного судна на территории государства, не являющегося государством — членом ЕАЭС, и захода водного судна в порты государств, не являющихся государствами — членами ЕАЭС, без помещения под таможенную процедуру таможенного транзита с территории ОЭЗ в Калининградской области на остальную часть таможенной территории ЕАЭС, в том числе при подтверждении статуса вывозимых товаров как товаров ЕАЭС.
(Приказ Минфина России от 03.05.2024 N 55н)
1.8. Обновляются требования к обустройству и оборудованию ТОР и территории свободного порта Владивосток, на которых применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.
В соответствии с указанными требованиями объектами таможенной инфраструктуры обустраиваются и оборудуются:
— участки территории свободного порта Владивосток, на которых может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны, предусмотренная для портовых или логистических участков и участков резидента свободного порта Владивосток;
— земельные участки, строения, помещения, открытые площадки, расположенные на территории ТОР и находящиеся во владении или в аренде у резидента ТОР, и земельные участки, расположенные на ТОР и находящиеся во владении, в том числе в аренде, у резидентов ТОР, имеющие общие границы, на которых применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.
(Приказы Минфина России от 29.05.2024 N 72н и N 75н)
1.9. Установлен порядок совершения таможенных операций при ввозе (вывозе) товаров на отдельные участки портовых ОЭЗ, Республики Крым и Севастополя, свободного порта Владивосток или Арктической зоны РФ, на которых применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Указанный порядок применяется в отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на территории портовых ОЭЗ, на отдельные участки морских портов, расположенных в Республике Крым и городе федерального значения Севастополь, на отдельные участки морских портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных морских судов, включая акваторию морского порта, и (или) на отдельные участки территории аэропорта, открытого для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, находящиеся на территории свободного порта Владивосток или в Арктической зоне РФ, на которых применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, установленная для портовой особой экономической зоны, земельного участка, прилегающего к автомобильному или железнодорожному пункту пропуска свободного порта Владивосток или Арктической зоны РФ, и вывозимых с таких территорий (участков).
В частности, установлены порядки:
— совершения таможенных операций в отношении товаров, ввозимых (вывозимых) на территорию (с территории) портового, логистического участка резидентом, или участником, или лицом, заключившим договор об оказании услуг, или декларантом;
— совершения таможенных операций в отношении товаров, вывозимых с территории портового, логистического участка резидентом, или участником, или лицом, заключившим договор об оказании услуг, или декларантом;
— совершения таможенных операций в отношении товаров, ввозимых (вывозимых) на территорию (с территории) портового, логистического участка товаров, включая транспортные средства, за исключением строительных материалов и строительной техники, нерезидентами, администрацией транспортных предприятий и управляющей компанией;
— совершения таможенных операций в отношении строительных материалов и строительной техники при их ввозе (вывозе) на территорию (с территории) портового, логистического участка нерезидентами, администрацией транспортного предприятия, управляющей компанией, подрядчиками;
— совершения таможенных операций в отношении порожних транспортных средств при их въезде (выезде) на территорию (с территории) портового, логистического участка;
— совершения таможенных операций в отношении транспортных средств, ввозимых для их технического обслуживания, осуществляемого резидентом или участником, при их ввозе на территорию портового, логистического участка, и при последующем вывозе с территории портового, логистического участка.
Утрачивают силу Приказы Минфина России от 31.08.2016 N 147н и от 12.02.2021 N 20н.
(Приказ Минфина России от 29.05.2024 N 70н)
2. С 03.07.2024 определен на уровне ЕАЭС перечень товаров, не подлежащих пересылке в международных почтовых отправлениях.
Установлено, что Перечень не применяется в отношении товаров ЕАЭС, перевозимых через территории государств, не являющихся членами ЕАЭС, или морем между:
— территорией Калининградской области РФ и остальной частью таможенной территории ЕАЭС;
— территорией Республики Армения и остальной частью таможенной территории ЕАЭС.
(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28.05.2024 N 62)
3. С 06.07.2024 повышены суммы таможенных платежей, специальных, антидемпинговых или компенсационных пошлин, уклонение от уплаты которых признается совершенным в крупном и особо крупном размере
По общему правилу уклонение от уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых или компенсационных пошлин признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных платежей или пошлин за товары, перемещенные через таможенную границу ЕАЭС, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает 3 млн рублей (ранее — 2 млн рублей), а в особо крупном размере — 9 млн рублей (ранее — 6 млн рублей).
При этом для отдельных товаров, определенных Распоряжением Правительства РФ от 20.06.2024 N 1568-р, крупный и особо крупный размеры сохраняются в старых пределах (2 млн рублей и 6 млн рублей соответственно).
(Федеральный закон от 06.04.2024 N 79-ФЗ; Распоряжение Правительства РФ от 20.06.2024 N 1568-р)
4. С 07.07.2024:
4.1. Обновляется порядок учета резидентами свободного порта Владивосток товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и изготовленных из них товаров, а также совершаемых с такими товарами операций с использованием автоматизированной информационной системы бухгалтерского учета (АСУ)
В частности, установлены перечень объектов учета товаров, а также перечень сведений о товарах и об операциях, совершаемых с такими товарами, которые резидент свободного порта Владивосток вносит в электронный учетный документ с применением АСУ.
Иностранные товары и товары ЕАЭС необходимо учитывать раздельно.
Доступ к сведениям, формируемым в АСУ, представляется таможенному органу с использованием автоматизированной подсистемы «Личный кабинет».
(Приказ ФТС России от 20.11.2023 N 1079, Приказ Минфина России от 03.05.2024 N 58н)
4.2. Обновляется форма отчетности о товарах, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории СЭЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, и изготовленных (полученных) из них товарах
Также установлены новые порядок заполнения указанной формы, порядок и сроки ее представления в таможенный орган.
В частности, теперь отчетность представляется не позднее 15 июля и 25 января каждого календарного года за предшествующие полгода осуществления деятельности или за меньший период, если такая деятельность начата участником СЭЗ в отчетный период.
Таможенный орган в рамках проведения таможенного контроля вправе запросить у участника СЭЗ указанную отчетность, определив период, за который она представляется, или номера деклараций на товары, в соответствии с которыми товары были помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. Такая отчетность представляется не позднее 7 рабочих дней после получения запроса.
Отчетность представляется в форме электронного документа, подписанного УКЭП, посредством использования автоматизированной подсистемы «Личный кабинет», а в случае отсутствия технической возможности — на бумажном носителе с приложением электронного документа на внешнем электронном носителе.
Указанный порядок не применяется в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, установленную для портовой особой экономической зоны в соответствии с правом Евразийского экономического союза, применяемую в соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 29.11.2014 N 377-ФЗ.
(Приказ ФТС России от 13.12.2023 N 1195, Приказ Минфина России от 03.05.2024 N 56н)
5. С 10.07.2024 внесены изменения в технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011).
В частности, установлены максимально допустимые уровни остаточного содержания ветеринарных лекарственных средств, которые могут содержаться в пищевой продукции животного происхождения.
Приводятся требования к контролю остатков ветеринарных лекарственных средств, не поименованных в техническом регламенте или не зарегистрированных на территориях государств — членов ЕАЭС.
Корреспондирующие изменения внесены в отдельные технические регламенты ЕАЭС.
(Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2023 N 70)
6. С 11.07.2024 обновляется перечень категорий товаров, временный ввоз (допуск) которых на таможенную территорию ЕАЭС допускается без уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов, и товаров, для которых срок действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) более короткий или продолжительный, чем 2 года
В отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) до 11 июля 2024 года, указанная таможенная процедура применяется и завершается исходя из предельных сроков и условий полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов (временного нахождения и использования без уплаты таможенных пошлин, налогов), а также сроков временного ввоза (сроков действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска)), определенных в отношении таких товаров соответствующими актами Комиссии Таможенного союза и Евразийской экономической комиссии.
При помещении временно ввезенных гражданских пассажирских самолетов под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления проценты, предусмотренные абзацами первым и вторым пункта 3 статьи 226 ТК ЕАЭС, не начисляются и не уплачиваются.
Утрачивают силу отдельные решения Комиссии Таможенного союза, Совета ЕЭК и Коллегии ЕЭК.
(Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 22.04.2024 N 54)
7. С 15.07.2024 определен порядок осуществления Российским экспортным центром функций агента Правительства РФ по вопросам реализации мер государственной поддержки экспорта.
Центр выполняет функции агента на основании заключенного между Минпромторгом России либо Минсельхозом России с Минэкономразвития России и Центром договора о выполнении функций агента.
Центр выполняет функции агента по проведению отбора получателей субсидий — юридических лиц, ИП, а также физических лиц — производителей товаров, работ, услуг в рамках реализации мер государственной поддержки экспорта.
Приводится перечень передаваемых Центру полномочий федеральных органов исполнительной власти, которым предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на предоставление субсидий юридическим лицам, ИП, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, по проведению отбора получателей таких субсидий в рамках реализации мер государственной поддержки экспорта.
В рамках реализации функций агента Центр вправе рассматривать заявления о предоставлении субсидий, а также иные документы и отчетность, предоставляемые получателями субсидий, если это установлено решением о порядке предоставления субсидии либо в нормативном правовом акте, регулирующем предоставление соответствующей субсидии.
Установленные правила применяются при реализации Центром функций агента Правительства РФ при предоставлении субсидий, отборы получателей которых проводятся начиная с 2024 года. Правоотношения, касающиеся реализации Центром функций агента, возникшие в соответствии с ранее принятыми нормативными правовыми актами, регулируются указанными нормативными правовыми актами.
(Постановление Правительства РФ от 06.06.2024 N 770)
8. С 17.07.2024 владельцы таможенных складов и складов временного хранения, признанные на 25 мая 2024 года участниками эксперимента по маркировке федеральными специальными марками ввозимой в РФ алкогольной продукции, помещенной под таможенную процедуру таможенного склада, должны соблюдать установленные требования
(Постановление Правительства РФ от 15.05.2024 N 601)
9. С 18.07.2024:
9.1. Определен порядок учета товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и товаров, изготовленных (полученных) из таких товаров, а также совершаемых с такими товарами операций с использованием автоматизированной информационной системы бухгалтерского учета (АСУ) резидентом ТОР.
Учет ведется в отношении товаров одного наименования, товарного знака, марки, модели, артикула, сорта, стандарта, отнесенных к одному классификационному коду ТН ВЭД ЕАЭС:
— помещенных под таможенную процедуру СТЗ по одной таможенной декларации в случаях, когда товар имеет индивидуальные идентификационные признаки и он размещается (хранится) и используется на территории ТОР с учетом таких индивидуальных идентификационных признаков;
— помещенных под таможенную процедуру СТЗ по разным таможенным декларациям в случаях, когда товары, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, не имеют индивидуальных идентификационных признаков и хранятся в смешанном виде, в том числе наливом, насыпом, навалом;
— изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ и учтенных на балансе организации.
Раздельно учитываются иностранные товары и товары ЕАЭС.
На каждый объект учета на основании сведений, содержащихся в документах бухгалтерского учета резидента ТОР, резидент ТОР создает электронный учетный документ с применением АСУ, содержащий сведения о товарах (об операциях, совершаемых с товарами).
Резидент ТОР обеспечивает таможенному органу доступ (в том числе удаленный) к сведениям, формируемым в АСУ, с использованием личного кабинета либо посредством информационных систем информационного оператора в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом ФТС России от 09.10.2019 N 1556.
(Приказ ФТС России от 20.11.2023 N 1078)
9.2. Определены правила учета товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, применяемую на территории ОЭЗ в Калининградской области, и товаров, изготовленных (полученных) из иностранных товаров, помещенных под такую таможенную процедуру, а также порядок и сроки представления в таможенный орган отчетности о таких товарах
Резидент ОЭЗ в Калининградской области и юридическое лицо, зарегистрированное в Калининградской области, ведут учет со дня помещения таких товаров под таможенную процедуру СТЗ.
Учет ведется лицом на основании сведений, содержащихся в первичных документах бухгалтерского учета. При ведении учета все операции с товарами отражаются в первичных учетных документах.
Лицо вправе вести учет товаров в электронной форме с использованием системы учета товаров.
Отчетность представляется по установленной форме по запросу таможенного органа, направленному в электронном виде или на бумажном носителе почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Приводится порядок заполнения формы отчетности.
Лицо представляет отчетность в таможенный орган, направивший запрос, не позднее 10 рабочих дней после дня получения запроса. Отчетность представляется в форме электронного документа через личный кабинет.
В случае отсутствия технической возможности представления отчетности в форме электронного документа отчетность подается на бумажном носителе с приложением электронного документа на внешнем электронном носителе.
(Приказ ФТС России от 13.12.2023 N 1196)
9.3. Обновлены порядок и сроки представления в таможенный орган отчетности о товарах, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, применяемую на участках ТОР, и товарах, изготовленных (полученных) из таких товаров
Отчетность представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого расположена ТОР и который уполномочен на совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля на территории ТОР, резидентом ТОР, а также в отдельных случаях лицом, утратившим статус резидента ТОР.
Отчетность представляется по установленной форме не позднее 15 июля и 25 января каждого календарного года за предшествующие полгода деятельности или за меньший период, если такая деятельность начата резидентом ТОР в отчетный период. Приводится порядок заполнения формы отчетности.
В случае исключения лица из реестра резидентов ТОР такое лицо представляет отчетность не позднее 15 рабочих дней со дня утраты лицом статуса резидента ТОР.
Уполномоченный таможенный орган вправе запросить у резидента ТОР отчетность, определив период, за который представляется такая отчетность, или номера декларации на товары, в соответствии с которыми товары были помещены под таможенную процедуру СТЗ. Указанная отчетность представляется резидентом ТОР не позднее 15 рабочих дней после дня получения такого запроса.
Отчетность представляется в форме электронного документа через личный кабинет.
В случае отсутствия технической возможности представления отчетности в форме электронного документа отчетность подается на бумажном носителе с приложением электронного документа на внешнем электронном носителе.
Отчетность представляется только по требованию таможенного органа, если резидент ТОР ведет учет товаров в электронной форме с использованием автоматизированной информационной системы бухгалтерского учета (АСУ) и обеспечивает доступ уполномоченному таможенному органу к сведениям, формируемым в АСУ.
(Приказ ФТС России от 13.12.2023 N 1198)
10. С 21.07.2024:
10.1. Действие эксперимента по внедрению системы таможенного мониторинга продлено по 1 ноября 2025 года.
По 30 июня 2025 года продлен срок направления в ФТС России уведомления о добровольном участии в эксперименте по внедрению системы таможенного мониторинга.
Кроме того, в круг возможных участников эксперимента включены юридические лица, совершающие таможенные операции и отнесенные к категории низкого уровня риска.
(Постановление Правительства РФ от 19.06.2024 N 820)
10.2. Разъяснена классификация массажных кресел.
Массажное кресло, представляющее собой офисное (компьютерное) кресло с различной формой основания (например, в форме четырех- или пятилучевой крестовины, полозьев или диска), с сиденьем, спинкой, с системой подогрева или без нее, с подлокотниками или без них, подножкой или без нее, подголовником или без него, колесиками или без них, оснащенное механизмом регулировки высоты сиденья (газ-лифтом), замком наклона спинки кресла, ручкой настройки качания кресла, поворотным механизмом кресла, а также имеющее встроенные в сиденье и (или) спинку кресла механизмы для массажа отдельных частей тела и управляемое с помощью пульта, классифицируется в товарной позиции 9401 ТН ВЭД ЕАЭС.
Массажное кресло, представляющее собой массажное устройство в виде кресла, состоящее из рамы с мягким сиденьем, спинкой, опорами для ног, подголовником или без него, выдвижными подножками или без них, оснащенное купюроприемником или без него, системой подогрева или без нее, имеющее встроенные массажные элементы (например, воздушно-компрессионные подушки) и механизм (например, роликовый механизм), управляемое с помощью пульта и встроенной системы управления, позволяющих управлять интенсивностью, временем, скоростью, глубиной и областью массажа, предназначенное для осуществления массажа тела от шеи до ног с помощью различных техник, например, шиацу, разминания, похлопывания, постукивания, поглаживания, вибрации, давления, классифицируется в субпозиции 9019 10 ТН ВЭД ЕАЭС.
(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.06.2024 N 70)
11. С 22.07.2024 установлен перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения или не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций, в целях применения ограничений в деятельности уполномоченных экономических операторов
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 389 Закона о таможенном регулировании юридическое лицо, совершившее таможенные операции с применением специальных упрощений в отношении товаров, продавцом которых выступает юридическое лицо, находящееся или зарегистрированное на территории, которая включена в указанный перечень, подлежит исключению из реестра уполномоченных экономических операторов.
Перечень содержит 38 позиций.
(Приказ Минфина России от 23.05.2024 N 66н)
12. С 25.07.2024 определены особенности перемещения через таможенную границу ЕАЭС и условия помещения под специальную таможенную процедуру товаров, предназначенных для использования в официальных международных спортивных мероприятиях.
Установлены особенности перемещения через таможенную границу ЕАЭС спортивного снаряжения и оборудования, иных товаров, предназначенных исключительно для использования при организации и проведении официальных международных спортивных мероприятий (включая соревнования и сопутствующие мероприятия, которые организованы или одобрены организаторами таких спортивных мероприятий, в том числе которые связаны с их организацией, проведением, освещением в СМИ, открытием, закрытием и подведением итогов соревнований) или при проведении тренировочных мероприятий по подготовке к ним, условия их помещения под специальную таможенную процедуру и порядок применения специальной таможенной процедуры в отношении указанных товаров при их ввозе на таможенную территорию ЕАЭС, а также при их вывозе с таможенной территории ЕАЭС в государство (государства), не являющееся членом ЕАЭС, на территории которого проводятся официальные международные спортивные мероприятия.
К спортивному снаряжению и оборудованию относятся одежда (форма), обувь, головные уборы, спортивные снаряды, приспособления, устройства, инвентарь и аппаратура для оборудования спортивных сооружений и обслуживания соревнований, судейско-информационная и медико-биологическая аппаратура, специальная техника для обслуживания спортивных сооружений, механические и электронные средства, в том числе гоночные автотранспортные средства, изготовленные специально для занятия спортом.
К иным товарам относятся в том числе наградные атрибуты, подлежащие вручению в ходе проведения спортивных мероприятий, профессиональное оборудование для записи и освещения спортивных мероприятий в СМИ, компьютерное и телекоммуникационное оборудование, офисная техника, медицинские изделия, рекламное оборудование и материалы, униформа, продукты питания, моторные транспортные средства товарных позиций 8702 — 8705 ТН ВЭД ЕАЭС, за исключением моторных транспортных средств, специально предназначенных для перевозки высокорадиоактивных материалов, автобуровых, пожарных транспортных средств, автобетономешалок, автомобилей для уборки дорог, поливомоечных автомобилей.
Установлен перечень товаров, которые не относятся к спортивному снаряжению и оборудованию, а также иным товарам.
(Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 29.05.2024 N 55)
13. С 27.07.2024 внесены изменения в технический регламент Таможенного союза «О безопасности игрушек» (ТР ТС 008/2011).
Уточняется область применения технического регламента, скорректирован понятийный аппарат.
Изменено регулирование в сфере оценки соответствия. Например, предусмотрена возможность использования результатов исследований (испытаний) и измерений образцов (типовых образцов) игрушек для последующих партий аналогичной продукции. В этом случае орган по сертификации продукции проводит идентификацию партии игрушек для установления ее аналогичности по отношению к продукции, на которую ранее был выдан сертификат соответствия.
Если органом по сертификации продукции установлена аналогичность партии игрушек по отношению к продукции, на которую ранее был выдан сертификат соответствия, отбор образцов (типовых образцов) игрушек из партии, а также исследования (испытания) и измерения игрушек не проводятся. Срок действия используемого протокола исследований (испытаний) и измерений игрушек составляет не более 1 года с даты его утверждения.
Установлены методы идентификации игрушек.
При внесении в конструкцию (в том числе в применяемые материалы) игрушек или технологию их производства изменений, которые могут повлиять на соответствие продукции требованиям технического регламента, заявитель до внесения таких изменений извещает об этом в письменной форме орган по сертификации продукции, выдавший сертификат соответствия. Указанным органом принимается решение о необходимости проведения дополнительных исследований (испытаний) и измерений образцов (типовых образцов) игрушек или анализа состояния производства.
Также предусмотрена возможность хранения заявления и копий зарегистрированного сертификата соответствия и комплекта доказательственных материалов в электронном виде.
Документы, составленные на иностранном языке и включенные в комплект доказательственных материалов, сопровождаются переводом на русский язык или в случае наличия соответствующего требования законодательства государства — члена ЕАЭС — на государственный язык государства — члена ЕАЭС, в котором сертифицируются игрушки.
Установлен порядок введения в действие указанных изменений. В частности, предусмотрено, что документы об оценке соответствия игрушек требованиям, установленным техническим регламентом, выданные или принятые до 27 июля 2024 года, действительны до окончания срока их действия.
(Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 26.01.2024 N 5; Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.03.2024 N 30)
14. с 29.07.2024 изменяются Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран.
В частности, скорректирован понятийный аппарат, введено понятие «декларация о происхождении товара».
В перечень товаров, полностью полученных или произведенных в стране-пользователе, включена электрическая, тепловая и иные виды энергии, произведенные в стране-пользователе.
Тарифные преференции предоставляются в отношении товара, происходящего из страны-пользователя, при выполнении следующих условий:
— товар включен в перечень товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС предоставляются тарифные преференции;
— происхождение товара подтверждено;
— подтверждено соблюдение требований о прямой поставке;
— страной-пользователем соблюдены требования административного сотрудничества