Изменения таможенного законодательства, вступающие в законную силу в мае 2021 года.

30 апреля 2021 года

1. С 01.05.2021 устанавливается порядок действий должностных лиц таможенных органов при рассмотрении жалоб на решение, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц.
Данный порядок предусматривает последовательность действий должностных лиц таможенных органов при поступлении на бумажном носителе и рассмотрении жалоб на решение, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц, на решение таможенного органа по жалобе, ходатайств о приостановлении исполнения, восстановлении срока подачи жалобы, заявлений об отзыве жалобы, взаимодействии подразделений таможенных органов, подготовке проектов решений по жалобам, а также направлении соответствующих решений лицам, указанным в статье 287 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ.
При поступлении жалобы в таможенный орган она в течение одного рабочего дня согласно резолюции должностного лица, уполномоченное на рассмотрение жалобы, передается должностным лицом подразделения документационного обеспечения таможенного органа в правовую службу (отдел) регионального таможенного управления, правовой отдел (отделение) таможни, ее копия — в подразделения таможенного органа, компетенцию которых затрагивают требования, изложенные в жалобе.
(Приказ ФТС России от 29.12.2020 N 1163)

2. С 02.05.2021 вступает в силу решение Коллегии ЕЭК, разъясняющее классификацию мобильного робототехнического комплекса
Мобильный робототехнический комплекс с дистанционным управлением, являющийся самоходной машиной, состоящей из таких основных частей, как корпус, двигатель, поворотная платформа, манипулятор и выносные опоры, предназначенный для выполнения с использованием сменного оборудования различных работ по демонтажу зданий, строительных конструкций и других сооружений, классифицируется в товарной позиции 8479 ТН ВЭД ЕАЭС.
(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.03.2021 N 37)

3. С 03.05.2021 изменяется перечень кодов ТН ВЭД ЕАЭС в отношении муки обогащенной. Вместо ранее введенных кодов ТН ВЭД ЕАЭС применяется код 1101 00 150 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.11.2020 N 181; Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.09.2020 N 121)

4. С 06.05.2021 устанавливаются особенности маркировки отдельных видов молочной продукции в рамках ЕАЭС.
Государства — члены ЕАЭС самостоятельно определяют дату введения и порядок маркировки средствами идентификации отдельных видов молочной продукции на своей территории. При этом запрет на ввод в оборот немаркированных товаров не может быть введен ранее сроков, предусмотренных в утвержденном перечне товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации.
Определено, в частности, что:
— маркировка товаров осуществляется средствами идентификации, которые наносятся на потребительскую и групповую упаковки молочной продукции и которые соответствуют утвержденным характеристикам;
— молочная продукция объемом 20 литров и более либо весом 20 килограммов и более в упаковке, предназначенной для многократного применения (многооборотная упаковка), не подлежит маркировке до ее расфасовки в потребительскую упаковку промышленным способом;
— молочная продукция, масса нетто которой составляет 30 граммов и менее, молочная продукция, упакованная непромышленным способом в розничном звене, детское питание для детей до 3 лет и специализированное диетическое лечебное и диетическое профилактическое питание не подлежат маркировке.
Также установлены:
— характеристики средства идентификации товаров, требования к составу и структуре информации, содержащейся в средствах идентификации товаров, порядок генерации и нанесения такого средства идентификации;
— требования к формату, составу и структуре сведений о маркированных товарах, передаваемых между компетентными (уполномоченными) органами государств — членов ЕАЭС и между компетентными (уполномоченными) органами государств-членов и Евразийской экономической комиссией, а также сроки передачи таких сведений;
— минимальный состав сведений о маркированном товаре, содержащихся в информационной системе маркировки товаров, доступ к которым предоставляется потребителям и иным (юридическим и физическим) заинтересованным лицам, в том числе посредством информационных сервисов в составе национальных компонентов и интеграционного компонента информационной системы маркировки товаров.
(Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2020 N 129)

5. С 09.05.2021:
5.1. Расширяется перечень случаев, при которых допускается отложить определение точной величины таможенной стоимости товаров.
Теперь допускается отложить определение точной величины таможенной стоимости товаров при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС, если ввозимые товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и согласно условиям внешнеэкономического договора (контракта), в соответствии с которым товары продаются для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС, не установлена фиксированная цена, подлежащая уплате за эти товары, но в таком внешнеэкономическом договоре (контракте) установлен порядок (алгоритм, формула) расчета окончательной цены товара с учетом его качественных (количественных) характеристик, определяемых после дня регистрации декларации на товары (например, в зависимости от удельного веса легирующего элемента сплава, химический анализ которого осуществляется после ввоза товара на таможенную территорию ЕАЭС).
Установлен порядок определения предварительной и точной величин таможенной стоимости товаров в указанных случаях.
(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.04.2021 N 42)

5.2. Изменяется перечень условий, при одновременном соблюдении которых некоторые обстоятельства не рассматриваются в качестве признаков недостоверного определения таможенной стоимости ввозимых товаров.
Речь идет об обстоятельствах, указанных в пункте 5 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 N 42.
Исключено условие о том, что таможенное декларирование ввозимых товаров должно осуществляться в регионе деятельности таможни, в регионе деятельности которой осуществлялось таможенное декларирование ранее ввезенных идентичных товаров.
Скорректировано условие об определении срока с даты направления декларанту информации о завершении проверки таможенных и иных документов и (или) сведений до даты регистрации декларации на товары в отношении ввозимых товаров.
(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.04.2021 N 41)

5.3. Устанавливается перечень категорий товаров, для которых срок действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) является более коротким, чем 2 года.
В указанный перечень включены комбайны (коды 8433 51 000 1 и 8433 51 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС), таможенное декларирование которых при их помещении под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с частичной уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов для использования в иных целях, чем в целях, указанных в пунктах 4, 5 и 8 Перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, производится в РФ.
Срок действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в отношении таких комбайнов составляет не более 10 календарных дней.
(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.04.2021 N 43)

5.4. Сокращается перечень товаров, в отношении которых применяются ставки ввозных таможенных пошлин в соответствии с Соглашением о свободной торговле между ЕАЭС и Социалистической Республикой Вьетнам
(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.04.2021 N 44)

6. С 15.05.2021 в рамках ЕАЭС вводится базовая технологическая организационная модель системы маркировки товаров средствами идентификации.
Базовая модель определяет унифицированные подходы при введении маркировки товаров в государствах-членах ЕАЭС. Модель применяется при введении маркировки товаров в соответствии со статьями 5 и 7 Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе и не распространяется на маркировку драгоценных камней, драгоценных металлов и изделий из них.
Совет Евразийской экономической комиссии вправе при принятии решения о введении маркировки товаров установить связанные с особенностями производства и оборота отдельных видов товаров положения, отличные от положений данной базовой модели. В том числе такие положения могут быть установлены в отношении табачных изделий, алкогольной продукции, лекарственных препаратов.
В случае если Совет Комиссии не принял решения о введении маркировки в ЕАЭС в отношении какого-либо товара в установленные сроки, государства-члены ЕАЭС могут ввести маркировку на своих территориях в отношении одного и того же товара. При этом устанавливаются требования к маркировке товара в соответствии с данной базовой моделью с учетом особенностей производства и оборота отдельных видов товаров.
Определены:
— правила взаимодействия в рамках трансграничной торговли между государством-членом ЕАЭС, на территории которого введена маркировка товаров, и государством-членом ЕАЭС, на территории которого маркировка товаров не введена;
— порядок взаимодействия в рамках трансграничной торговли между государствами-членами ЕАЭС, которые ввели маркировку товаров;
— правила формирования средства идентификации и их нанесения;
— требования к информационной системе маркировки товаров.
Для целей применения базовой модели к трансграничной торговле относится в том числе поставка товара в адрес аккредитованного в государстве-члене филиала (перемещение товара в рамках одного юридического лица).
(Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 05.03.2021 N 19)

7. С 19.05.2021:
7.1. Изменяются порядки осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе и таможенной территории ЕАЭС.
В частности, теперь фитосанитарный сертификат также признается не подтверждающим соответствие ввозимой партии подкарантинной продукции предъявляемым карантинным фитосанитарным требованиям в случае определения по результатам осмотра или досмотра подкарантинной продукции:
— отсутствия маркировки на упаковке партии подкарантинной продукции (в случае, если едиными карантинными фитосанитарными требованиями предусмотрены требования к упаковке и маркировке партии подкарантинной продукции);
— несоответствия информации, содержащейся в маркировке упаковки партии подкарантинной продукции, единым карантинным фитосанитарным требованиям и (или) сведениям из фитосанитарного сертификата на данную партию подкарантинной продукции.
Расширяется перечень случаев, при которых фитосанитарный сертификат признается недействительным.
Также установлено, что по результатам досмотра древесных упаковочных и крепежных материалов должностное лицо уполномоченного органа принимает решение о запрете их ввоза в случае, если в ходе досмотра установлено, что на этих материалах отсутствует маркировка по одной из форм, предусмотренных едиными карантинными фитосанитарными требованиями, подтверждающая проведение обработки таких материалов прогреванием по всей толще древесины или фумигации, или древесные упаковочные и крепежные материалы не соответствуют единым карантинным фитосанитарным требованиям.
(Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 05.03.2021 N 27)

7.2. Расширяется Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль.
(Указ Президента РФ от 19.02.2021 N 109)

8. С 23.05.2021 вступает в силу решение Коллегии ЕЭК, разъясняющее классификацию самоходной ледозаливочной машины.
Самоходная ледозаливочная машина, предназначенная для заливки ледяных поверхностей (очистки, выравнивания и наращивания ледовой поверхности на катках и спортивных аренах), состоящая из колесного шасси, на котором установлены двигатель, коробка передач, рулевое управление, платформа оператора, бункер для снега, емкости для воды, бортовая щетка и кондиционер, содержащий системы срезания, удаления, промывки и заливки льда, классифицируется в субпозиции 8479 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.04.2021 N 50)