Изменения таможенного законодательства, вступающие в законную силу в декабре 2021.

1 декабря 2021 года

1. С 01.12.2021:
1.1. С 01 декабря 2021 года по 31 мая 2022 года включительно установлено количественное ограничение на вывоз отдельных удобрений за пределы территории РФ в государства, не являющиеся членами ЕАЭС. Речь идет о товарах, классифицируемых кодами 3102 10 100 0, 3102 10 900 0, 3102 30 100 0, 3102 30 900 0, 3102 50 000 0, 3102 60 000 0, 3102 80 000 0, 3105 20 100 0, 3105 20 900 0, 3105 30 000 0, 3105 40 000 0, 3105 51 000 0 и 3105 59 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Ограничение составляет 5350000 тонн.
Нетарифная квота также распространяется на удобрения, вывозимые с таможенной территории ЕАЭС с 1 декабря 2021 года и выпущенные в соответствии с таможенными процедурами до 1 декабря 2021 года (за исключением вывозимых с территории РФ в рамках международных транзитных перевозок, начинающихся и заканчивающихся за пределами территории РФ), а также на удобрения, происходящие с территории РФ, перемещаемые между частями территории РФ через территории иностранных государств.
Указанные товары включены в перечень товаров, в отношении которых не применяются неполное таможенное декларирование и периодическое таможенное декларирование.
(Постановления Правительства РФ от 03.11.2021 N 1910 и N 1911)

1.2. Вступают в силу изменения в административный регламент Минпромторга России по предоставлению государственной услуги по выдаче лицензий и других разрешительных документов на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.
В частности, прием документов и выдача результатов предоставления госуслуги теперь осуществляются также с помощью ИС «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности, а с 1 января 2023 года — с помощью ГИСП.
Кроме того, регистрация заявления, направленного в форме электронного документа через единый портал госуслуг, АИС «Внешнеторговая информация», ГИС промышленности и ИС «Одно окно» теперь будет осуществляться автоматически в день подачи заявления.
Вводятся условия проверки заявления при автоматической выдаче лицензии.
(Приказ Минпромторга России от 28.10.2021 N 4300)

2. С 04.12.2021 установлены правила проверки (идентификации) таможенным органом охранной маркировки на музыкальных инструментах или смычках, являющихся культурными ценностями, а также паспортов и разрешительных документов на их временный вывоз.
Действие указанных правил распространяется на физических и юридических лиц, являющихся собственниками или пользователями (арендаторами) музыкальных инструментов или смычков, на которые нанесена охранная маркировка, предусмотренная статьей 5 Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», либо маркировка, нанесенная в соответствии со статьей 35.13 Закона Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей».
(Постановление Правительства РФ от 24.11.2021 N 2020)

3. С 08.12.2021 скорректированы Единые карантинные фитосанитарные требования, предъявляемые к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам.
В частности, отдельные позиции приводятся в новой редакции, при этом ряд позиций исключен.
Изменениями затронуты:
— карантинные фитосанитарные требования, предъявляемые к семенному и посадочному материалу растений;
— специальные карантинные фитосанитарные требования, предъявляемые к овощам и картофелю;
— специальные карантинные фитосанитарные требования, предъявляемые к плодам и ягодам;
— специальные карантинные фитосанитарные требования, предъявляемые к лесоматериалам.
(Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 05.10.2021 N 98)

4. С 12.12.2021:
4.1. Вступает в силу решение Коллегии ЕЭК, разъясняющие классификацию спиральной конвейерной системы.
Спиральная конвейерная система, предназначенная для непрерывной транспортировки товаров по замкнутой спиралеобразной траектории, состоящая из опорных колонн, направляющих движения ленты, вертикального центрального барабана, приводящего ленту в движение за счет силы трения, конвейерной ленты в виде модульной конструкции из боковых профилей изогнутой формы, связанных поперечными стержнями с навитой сеткой из проволоки, панели управления, классифицируется в субпозиции 8428 33 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.11.2021 N 146)

4.2. Вступает в силу решение Коллегии ЕЭК, изменяющее классификацию экскаватора-перегружателя.
Экскаватор-перегружатель, представленный в виде самоходной полноповоротной машины на колесном ходу, состоящий из рамы с раздвижными опорными аутригерами, передним и задним мостами, гидравлической системой рулевого управления, поворотной платформой с углом поворота на 360°, на которой установлены двигатель внутреннего сгорания, кабина оператора, гидравлическая система, стрела с рукоятью и дополнительным гидроцилиндром на ее конце или без него, в стационарном положении выполняющий установленные виды работ, классифицируется в подсубпозиции 8429 52 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.11.2021 N 147)

5. С 16.12.2021 изменяется раздел II единого перечня продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории ЕАЭС.
Из перечня продукции, подлежащей государственной регистрации, исключены дезинфицирующие, дезинсекционные и дератизационные средства, применяемые в сельском хозяйстве.
(Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 29.10.2021 N 109)

6. С 24.12.2021 определен порядок совершения таможенных операций при идентификации товаров, ранее вывезенных за пределы таможенной территории ЕАЭС в рамках электронной торговли в соответствии с таможенной процедурой экспорта и помещаемых под таможенную процедуру реимпорта.
В качестве документов, содержащих сведения об обстоятельствах вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС, подлежащих представлению, используются инвойс и возвратный инвойс.
Инвойс и возвратный инвойс представляются на каждую партию товаров и должны содержать сведения об отправителе, получателе, описании товаров, позволяющие его сопоставить со сведениями, указанными в таможенной декларации, стоимостью товаров и с УИН. Если получатель товаров отказался от их получения, то возвратный инвойс должен дополнительно содержать сведения о причинах возврата товаров, которые вносятся назначенным оператором почтовой связи либо перевозчиком.
Представление инвойса и возвратного инвойса не требуется в случае, если отправителем и декларантом товаров, приобретаемых и доставляемых через интернет-площадки (интернет-магазины), при их помещении под таможенную процедуру экспорта является интернет-площадка (интернет-магазин), имеющая статус уполномоченного экономического оператора и заключившая соглашение о взаимодействии с таможенными органами.
Интернет-площадка (интернет-магазин) обеспечивает присвоение УИН каждой единице товара, в отношении которого посредством интернет-площадки (интернет-магазина) была совершена внешнеэкономическая сделка и который в соответствии с данной сделкой будет помещен под таможенную процедуру экспорта.
УИН должен состоять из 20 символов: цифр, букв латинского алфавита, а также может включать символ-разделитель (тире).
Интернет-площадка (интернет-магазин) или назначенный оператор почтовой связи либо перевозчик обеспечивает нанесение УИН на этикетку товара или его индивидуальную упаковку. В отношении товаров, на которые нанесены средства идентификации, в качестве УИН могут использоваться нанесенные средства идентификации.
Таможенный орган при проверке соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта идентифицирует товары как ранее вывезенные в соответствии с таможенной процедурой экспорта, если по результатам таможенного контроля установлено, что:
— описание, характеристики товара, УИН либо средства идентификации, сведения об отправителе и получателе товара, заявленные декларантом при помещении товара под таможенные процедуры экспорта и реимпорта, совпадают;
— в инвойсе и возвратном инвойсе указаны сведения об обстоятельствах вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС и они идентичны сведениям, заявленным декларантом при таможенном декларировании товаров;
— сведения о товаре, полученные от интернет-площадки (интернет-магазина), соответствуют сведениям, заявленным декларантом при таможенном декларировании товаров.
(Приказ Минфина России от 27.10.2021 N 164н)

7. С 26.12.2021:
7.1. Вступает в силу решение Коллегии ЕЭК, разъясняющие классификацию самоходного подъемника.
Самоходный подъемник, представляющий собой грузоподъемную машину, предназначенный для подъема людей с инструментами и материалами, размещенными на рабочей платформе (в люльке), при проведении высотных работ и состоящий из самоходного колесного шасси (тележки), двигателя внутреннего сгорания, подъемного оборудования в виде стрелы телескопического, шарнирно-ножничного или коленчатого типа и рабочей платформы (люльки), классифицируется в субпозиции 8427 20 ТН ВЭД ЕАЭС.
(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23.11.2021 N 154)

7.2. Внесены изменения в классификаторы, используемые для заполнения таможенных документов.
Классификатор решений по таможенной стоимости заменен на классификатор результатов таможенного контроля таможенной стоимости.
(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23.11.2021 N 152)

8. С 27.12.2021 определены правила подтверждения наличия оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.
Подтверждение наличия оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов осуществляется Правительством РФ на основании заключений.
Для получения подтверждения наличия оснований для предоставления отсрочки или рассрочки заявитель направляет в уполномоченный орган заявление в виде документа на бумажном носителе или в электронном виде. Заявление составляется в свободной форме и должно содержать ряд сведений (например, реквизиты внешнеторгового контракта, во исполнение которого ввозятся товары, и основание предоставления отсрочки или рассрочки).
К заявлению прилагаются документы и (или) сведения, подтверждающие наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.
Уполномоченный орган в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня получения заявления:
— проверяет, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, информацию, документы и (или) сведения и проводит оценку наличия оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;
— составляет заключение по установленной форме и подготавливает проект распоряжения Правительства РФ о подтверждении наличия оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов либо уведомляет заявителя в форме документа на бумажном носителе или в электронном виде об отсутствии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.
(Постановление Правительства РФ от 24.11.2021 N 2021)